Окна овертона. Как защититься

Дата: 20.10.2023Просмотров: 458Рейтинг: +++++
Окна овертона. Как защититься

Невозможное – возможно. 

Окна Овертона это схема изменения сознания: ценностей, идей. Всего чего угодно. Незаметно для «пользователя». Описал её Джозеф Овертон работа для политиков. Доказывает, что в сознание людей можно легко, технологично встроить те идеи, которые ещё вчера считались невозможными.

В качестве примера рассмотрим, каким образом можно встроить, скажем, в законодательство через пять шагов каннибализм. То, что является табуированным в нашем обществе. С таким же основанием то же было проделано по поводу гомосексуализма и сейчас продвигается педофилия.

 Окна Овертона

Шесть шагов «Окна Овертона»:

Шаг 1. Из невозможного сделать возможным, но радикальным.

Если в современном обществе невозможно есть людей, то необходимо сделать его хотя бы чем-то существующим, но достаточно радикальным.

Во-первых, группа ученых (каких неважно), создает конференцию экзотических обрядов народов Полинезии. Ученые начинают обсуждать это. Вводится идея, что теперь можно обсуждать каннибализм.

Вместе с этим, в интернете появляется фриковское общество радикальных каннибалов. То есть это общество через некоторое время, на четвертом шаге, для того чтобы можно было дистанцироваться от них. Это будут те самые «плохие», которые будут презираемы всеми, особенно теми, кто находится посередине, то есть «нормальными».

 

Шаг 2. Из радикального переводить в обсуждаемое.

Учёные говорят: «Это касается не нас, это касается Полинезии». «Каннибализм – это здорово! Каннибализм нормально!» - кричат фрики.

Уже существуют точки зрения, а между этими точками зрения уже можно выстраивать аналоговый ряд. Ставить вопросы, а почему люди занимаются каннибализмом. На этом шаге возникает идея переопределения «а давайте называть уже не каннибалами». Мы можем одновременно и этих назвать каннибалами, фриков, этих идиотов, и, например, жителей Полинезии. Появляются различного рода термины. И вот уже вместо термина «педераст» появляются «геи», «гомомсексуалисты», «ЛБГТ-меньшинство». Вместо «нацистов» появляются «националисты», «патриоты», «национал-демократы», «национал-большевики».

То есть на уровне обсуждения начинают из радикального переходить в обсуждаемое.

Обсуждаются вопросы: «А зачем люди едят других людей?»  Появляются объяснения: «Вы же понимаете, в Полинезии не хватает белка. Поэтому время от времени люди из-за белкового голодания просто вынуждены переходить...». Или красивые национальные обычаи. Верования. Появляется вынужденная антропофагия. Через некоторое время её сменит антропофилия. От каннибализма к пожиранию людей – антропофагия. От людей к людям – антропофилия.

Мы при этом присутствуем. Когда Джозеф Овертон описывает эту схему, с некоторым удивлением понимаешь, что вообще-то это происходит сейчас повсеместно.

Шаг 3. Обсуждаемое – рациональное.

Появляются уже некоторые намёки: «А вы в курсе, что композитор такой-то на самом деле всю жизнь мечтал, но не мог себе позволить, потому что общество не давало ему». «Польский кинорежиссёр из-за этого даже преследовался» - появляется уже множество примеров из прошлого. «В конце концов, боги Греции съедали своих детей. В конце концов, любое национальное государство, становление любой нации проходит через краткий период ксенофобии и это нормально, любая нация вынуждена защищать свои традиции. Вы согласны с этим?» Неужели ты не слышал такого? Это происходит сейчас за рубежами нашей страны, чего уж там – и в нашей стране.

Выясняется, что это биологический фактор. Есть, например, люди, которые не могут жить по-другому... И антропофагия – это тоже биологический фактор. «В любой популяции, - говорят нам британские учёные - обязательно находится несколько процентов антропофагов и порядка семидесяти процентов латентных антропофагов». Таким образом, через некоторое время обсуждаемое становится рациональным.

Шаг 4. Рациональное – популярное.

На этом этапе обычно подключаются люди, которые говорят: «Вы охренели?! Вы про что говорите?» У нас есть «плохие фашисты» с одной стороны (фрики, которые говорят про каннибализм) и с другой стороны есть тоже абсолютно непримиримые, ничего не понимающие, «православнутые» чего уж там... А мы, как толерантные люди, будем находиться посередине. Обрати внимание, что мейнстримом уже становится, раз мы отрекаемся ото всех мастей – нам же не годится ежедневная антропофагия, вместе с тем фашисты, которые против антропофагов, они тоже не наши.

Через некоторое время рациональное становится популярным. Появляются различного рода ответвления, появляется куча экспертов. К экспертам мы же относим кого? Деятелей поп-культуры, которые начинают заявлять: «Вы знаете, я с самого детства думал о том, что неплохо было бы хотя бы раз в жизни попробовать». Появляются хиты: «Ит ми бейби...» Всё это забавно. На этом шаге фишка в том, что всё это становится феноменом культуры.

Шаг 5. Популярное – легитимное.

И на следующем шаге популярное уже требуется не просто утвердить, а легитимировать! Действительно сказать, как это нормально. То есть ввести стандарты, узаконить. Почему говядину можно есть, а человечину нет? А вы в курсе, что на 99,5% люди соответствуют свиньям генетически, на 99,9% у нас равный ДНК-код, на 95% со свиньями, на 30% с бананами, но это уже неважно, это уже прошли. Почему бананы можно есть, свинину можно есть, а заставлять людей есть людей мы не можем, у каждого своё право. Закрепить в нормах.

Шаг 6. Общепринятая норма и наказание несогласных

Закрепляются законодательно. И на этом этапе уже преследуются по закону те, кто выступает против равных для всех прав есть людей. Люди не хотят в тюрьму. Они говорят – хорошо, лично я не буду, а остальное меня не касается. Даже флажок повешу, если скажете.

Под эту схему мы можем выставить всё, что угодно. Поедание стариков... «Во многих культурах это было нормальным. Более того, именно таким образом, я вам могу примеры привести, передаётся сакральная сила. Печень врага съедали, печень уважаемого человека – тем более ценна».

В чем психологическая суть «Окна Овертона»

Где-то шаге на третьем понимаешь, что у тебя есть две возможности на выбор: либо ты отщепенец, либо нормальный, потому что радикализируются обе стороны. Одни фанатики с широко открытыми глазами, а других – «Ит ми бейби...»

Люди хотят быть нормальными. Где-то посредине. Но понятие середина постоянно смещается в сторону радикализма.

Как защитить общественное сознание – неясно. Люди не отдают себе отчет, что происходит. Они сравнивают сегодняшнее состояние только с предыдущим шагом. И самое страшное, что привыкают, что «мир постоянно меняется». А значит завтра проход по Окнам Овертона будет быстрее. И еще быстрее. Спрятаться в домик, делать вид, что все нормально.

Как сохранить себя

Это можно, если зацепиться за стратегию реальности. Точно знать, что было на первом этапе. И какие ценности идеи были тогда. Как в рекламе про похудение. Было-стало.

 Юлия Лобач

Тренер БНЛП


Похожие статьи
Как сказать «нет» и не чувствовать вину

Как сказать «нет» и не чувствовать вину

Эта задача для многих трудная. Сколько раз себя ругали, что не смогли отказать! И вот опять звонок...


Абьюз, его признаки. В чем опасность и способы выхода

Абьюз, его признаки. В чем опасность и способы выхода

Абьюз - это распространённое выражение для описания комплекса подавления человека. Включает в себя физическое, финансовое и психологическое подавление. Мы занимаемся именно психологическим аспектом. Как можно избежать попадания в такую ситуацию и, если уже попал, как из неё выйти?


Треугольник Карпмана.  Признаки и выход из токсичных отношений

Треугольник Карпмана. Признаки и выход из токсичных отношений

Треугольник Карпмана  или Треугольник  Судьбы – одна из самых частых форм токсичных отношений.

В треугольнике Карпмана три главные роли: Жертва, Агрессор, Спасатель. Важно знать, что это очень прочный треугольник созависимых отношений, в котором люди могут меняться ролями. Обычная ситуация – Жертва находит Спасителя, который бы защищает ее от Агрессора.  

Какие признаки, как не попасть в такие отношения. И как выйти из них