Как формируются традиции и догмы. Эксперимент с шимпанзе

Дата: 14.11.2023Просмотров: 369Рейтинг: +++++
Как формируются традиции и догмы. Эксперимент с шимпанзе

Учёные, изучающие общественное поведение, провели интересный эксперимент.

Они поместили 10 шимпанзе в просторный вольер и обеспечили их всем необходимым. Поилки и кормушки были всегда полны свежей водой и вкусной едой, в вольере хватало места для игр. И был особый стол, на котором лежал Неприкосновенный  Банан.

В общем-то тот банан был вполне обычным, кроме одного — его нельзя было брать. Совсем нельзя. И потому он так назывался — Неприкосновенный  Банан (далее НБ).

А чтоб шимпанзе точно усвоили что это именно НБ и в чем его особенность при попытке его всё-таки взять весь вольер окатывали холодной водой. То есть потянулась какая проголодавшаяся мартышка к НБ, а оператор за стеклом уже занёс руку над кнопкой. И ка-а-ак только кончик пальца обезьяны коснулся ОБ! Холодный душ для всей компании.

Весь вольер мокрый и холодный. И все остальные шимпанзе мокрые и расстроенные.
Шимпанзе приматы сообразительные, связь между событиями уловили быстро. К тому же зачем хватать НБ, когда таких же в кормушке полно? И наступил в вольере мир и идиллия. Только операторы периодически меняли сгнивший НБ на новый — лежал он на столе и никого не интересовал. Таким образом, эти 10 шимпанзе стали Обученными Шимпанзе (далее ОШ).

Это была только первая фаза эксперимента. Одну из ОШ заменили на новичка, который был не в курсе местных порядков. И опять встал оператор за стекло. И его твердая рука не долго была занесена над кнопкой — любопытство новичка оказалось сильным. И вот, кончик пальца новичка коснулся НБ, кнопка, весь вольер мокрый, замёрзший и расстроенный. Да еще и разгневанный — новичку прописали по первое число!

Такие педагогические методы быстро возымели эффект и новичок быстро принял здешние порядки.

Но учёные на этом не остановились. Они заменили ещё одну ОШ на новичка. Коллектив ОШ, помятуя неосторожность и любопытство прошлого новичка, выписал тумаков новичку прямо сразу. Ну и как мог объяснил почему, как и за что. И на всякий случай стали присматривать и за новичком и за НБ. И при малейшем косом взгляде новичка на НБ ему сразу же выписывали педагогических тумаков. На всякий случай. Удивительно, что первая обезьяна уже нападала на новичка наравне со всеми. Так и новая обезьяна получила статус ОШ, но с одним нюансом — она ни разу не испытывала на себе холодный душ, а только лишь не очень педагогичные методы воздействия от своих коллег по вольеру. Но поведенческий итог был тем же самым — никто даже не смотрел в сторону ОБ.

И это еще не всё.

Заменили ещё одну обезьяну из «первого призыва» на новичка. Обезьяний коллектив, уже по отработанной схеме, через тумаки и пристальный пригляд быстро приучили новичка к тому, что НБ трогать нельзя. А то побьют больно. Всей кучей на одного. А вот про холодный душ уже две обезьяны были вообще не в курсе, им было достаточно мотивации через побои от других. А потом так же и три обезьяны из десяти знали, что НБ трогать нельзя, а то бить будут. А потом четыре… Пять. шесть.

В какой-то момент в вольере не осталось ни одной особи, которая испытала на себе ледяной душ.

Но они продолжали нападать на обезьян, которые предпринимали попытки заполучить лакомство

 

То есть 10 обезьян точно знали, что трогать НБ нельзя ни в коем случае, а то свои же будут бить. Об истинной причине того «нельзя» не знал уже никто. Но тем не менее НБ оставался неприкосновенным.

 

Говорят, эксперимент продолжили. Подозреваю, что это художественный вымысел, но звучит красиво.

Однажды НБ исчез! То есть его стол остался стоять на месте, а НБ и след простыл. Это вызвало необычайную панику в вольере, истерию всеобщей подозрительности и массовые драки. Так бы наверное и поубивали бы друг друга шимпанзе, если бы один из них не совершил подвиг, спасший всех: он взял из кормушки первый попавшийся банан и положил его на стол.

Все, порядок и закон вернулись в вольер и успокоили общество. С тех пор обезьяны стали сами менять банан на столе, позволив оператору расслабиться окончательно.

Но и это ещё не всё. Из числа ОШ были отобраны самые крепкие, сильные и отважные в количестве пяти особей. Отобраны и пересажены в вольер к другим пятерым шимпанзе, комплекцией пожиже. Первым делом ОШ раздали ознакомительных тумаков коренным жителям. Потом из подручных материалов было собрано подобие стола, на который торжественно водрузили обычный банан, объявив его НБ. И настал черед терапевтических, назидательных, разъяснительных и прочих тумаков, нацеленных на формирование прочного табу на прикосновения к НБ.

Так они и жили. и даже когда учёные  урезали пайку для жителей вольера к НБ так никто и не притрагивался. И даже когда обезьяны откровенно голодали. Точнее самые сильные забирали себе все, пока не нажрутся, крохи перепадали слабым… И те же сильные неуклонно следили за исполнением Главного Закона — никогда не трогать НБ. Так что рядовая обезьяна оказывалась перед выбором: тихонько угаснуть от голода в углу вольера или погибнуть (на все 100%) под кулаками сытых и сильных сородичей. И тем не менее, тихое угасание давало надежду. Вдруг пайку поднимут и будет хватать всем. вдруг сильные сородичи сжалятся и будут делиться большим количеством еды. вдруг, может быть. Вариант же бунта не давал надежды…

Это все сейчас было про шимпанзе, учёных и оператора. А про холодный душ, который изначально был причиной всей движухи даже вы забыли, не говоря уж про шимпанзе, многие из которых про него и знать не знали.

Уверен, что если бы обезьяны могли говорить и их можно было спросить, почему они себя так ведут, ответом было бы следующее:  «Не знаем, но здесь так принято».

Именно такой принцип используют многие манипуляторы, применяя распространенную уловку «Аргументация догмой»:

  • У нас так принято!
  • Испокон веков так заведено!
  • Так надо!
  • Вообще-то так положено!
  • Закон есть закон!
  • В подобных случаях у нас необходимо действовать только таким образом!

 

Главное правило противодействия догмам — это вопросы и уточнения по матамодели. Если «так принято», то где конкретно? Кем принято? Почему и на основании чего? Если «так положено», то где это сказано? И в каких конкретных случаях так положено? Не принимайте этот голословный довод, а требуйте конкретных подтверждений слов оппонента: аргументов и фактов, поддержек и примеров, источников, логики и причинно-следственных связей.

С другой стороны, тот, кто формирует корпоративную культуру тоже может задуматься - как это можно использовать с пользой для предприятия.


Похожие статьи
Сказка про жабу

Сказка про жабу

Иногда одна небольшая сказка может заменить 10 консультаций психолога. Это тот самый случай.

Про абьюзеров и мечтательных девушек, которые все ждут превращения чудовища в Принца


Просветление или деньги?

Просветление или деньги?

Дата: 15.09.2023
Теги: финансы
Рейтинг: +++++

О пользе умения жить в реальном мире, а не витать в облаках, прикрывая этим своё неумение и страх начать жить и зарабатывать здесь.